Амбициозный, но противоречивый: новый водородный проект Японии.

Как известно, Япония – страна с крайне ограниченными природными ресурсами. Это государство находится в постоянном поиске новых, более экологичных топливных вариантов. Среди всех ее проектов сегодня мы прольем свет на один из них: амбициозный, но крайне противоречивый. В прочем, изначально все звучит крайне безобидно, ведь речь идет о предприятии по производству жидкого водорода. Давайте же рассмотрим его подробнее.

Водородная система энергоснабжения (HESC) является совместным японско-австралийским проектом, направленным на производство большого количества доступного по цене топлива для Японии. Сегодня мы ответим на несколько закономерных вопросов:

Почему водород?

Япония обладает ограниченными ресурсами ископаемого топлива и в значительной степени полагается на импортируемый сжиженный природный газ (СПГ), уголь и атомную энергию, объемы которой были уменьшены после катастрофы на АЭС «Фукусима».

Горная страна, подверженная стихийным бедствиям, борется за наращивание производства возобновляемых источников энергии и поэтому изучает различные альтернативные виды топлива.

Она инвестировала значительные средства в производство водорода, который при сгорании производит только пар и не выделяет углекислый газ, что делает его предметом некоторого интереса.

В настоящее время Япония производит водород внутри страны в жидкой и сжатой форме, в основном из природного газа и нефти.

Она использует его в микротопливных элементах для жилых домов, экспериментальных электростанциях и автомобилях на топливных элементах, но производство внутри страны ограничено и дорогостояще.

Что такое HESC?

Водородная система энергоснабжения — это эксперимент, целью которого является выяснение того, сможет ли Япония наладить бесперебойные поставки жидкого водорода из Австралии.

Водород будет производиться и сжижаться в австралийском штате Виктория, где он будет извлекаться из угля, известного как лигнит.

Лигнит —  бурый уголь — в настоящее время фактически не имеет рынка сбыта, что делает его потенциально привлекательной и более дешевой альтернативой отечественному производству водорода для Японии, несмотря на дополнительные затраты на его транспортировку по морю на расстояние 9 000 километров.

Пилотная фаза проекта, частично финансируемая японскими и австралийскими властями, получила инвестиции в размере около 500 млн. австралийских долларов (350 млн. долл. США).

Как это будет работать?

Со следующего года территория на искусственном острове недалеко от Кобе на западе Японии станет испытательной площадкой для первого в мире судна японской постройки под названием Suiso Frontier, предназначенного для транспортировки жидкого водорода. В настоящее время для хранения жидкого водорода отечественного производства используется размещенный на этом объекте внушительный сферический резервуар диаметром 19 метров.

Если испытания пройдут успешно к 2022 или 2023 году, проект будет продлен и вступит в коммерческую фазу после 2030 года. Затем будет построен новый порт в Японии, а также более крупные суда, предназначенные для перевозки этого топлива.

Но процесс этот непрост: чтобы транспортировать водоро по морю как жидкость, его нужно охладить до -253 градусов по Цельсию — дорогостоящий процесс, который требует много энергии.

Является ли водород действительно экологичным?

И вот мы, наконец, подошли к тому пункту, который и является наиболее противоречивым. Экологичность водорода во многом зависит от того, как он производится.

Существует несколько путей получения водорода. Один из них — путем электролиза воды, используя электричество, полученное из возобновляемых источников энергии. Как мы уже говорили в одной из наших предыдущих статей, такой способ сравнительно экологичен, а если наладить производство водорода из морской воды, то еще и доступен.

Но каждая тонна водорода, полученного из угля, сопровождается выбрасом 20 тонн углекислого газа. Это более чем в два раза превышает выбросы CO2, образующиеся при производстве водорода из природного газа.

Сравнивать выбросы от производства водорода с выбросами от сжигания угля, говорят эксперты, сложно, но они согласны с тем, что тот не будет считаться экологически чистым, если не будет производиться с использованием возобновляемых источников энергии.

Сторонники HESC настаивают на том, что он может быть экологически чистым, если не возобновляемым, благодаря программам улавливания углерода. Такая программа, в принципе, существует. В рамках одной из австралийских инициатив, получившей название CarbonNet, улавливаемый CO2 должен быть захоронен под морским дном в районе Виктории. И здесь возникает следующий, закономерный вопрос: как такое захоронение повлияет на морскую флору и фауну?

Для сторонников HESC, таких как Мотохико Нисимура (Motohiko Nishimura) из Kawasaki Heavy Industries, установленный Японией дедлайн для проекта по улавливанию углекислого газа в 2050 году «окажет большое положительное влияние» на проект.

Но не все в японской промышленности убеждены в этом, включая Шигеру Мураки, руководителя Tokyo Gas, который предпочитает инвестировать в аммиачное топливо. «Даже при использовании методов улавливания и хранения углерода его нельзя рассматривать как зеленый водород», — сказал он, говоря о проекте HESC. Он считает, что зеленый водород, производимый из возобновляемых источников, со временем может стать конкурентоспособным по цене. Экологи с ним согласны. Наиболее скептически настроенные из них называют амбициозный Японский проект «климатическим вандализмом».

А вы согласны с противниками или инициаторами этого проекта? Какой бы точки зрения вы не придерживались, у нас найдется для вас подходящий домен: .eco или .energy