Миссия «Артемида»: первые шаги.
На 2024 г. запланирована миссия NASA, целью которой будет доставить на поверхность Луны первую женщину-астронавта. Миссия получила название «Артемида» — в честь богини луны, сестры Аполлона, именем которого были названы первые лунные миссии NASA в 1960-1970 г.г.
В декабре 2017 г. президент США Д. Трамп подписал «Директиву о космической политике №1», в которой были изложены приоритеты миссий NASA, и в частности, «возвращение людей на Луну для долгосрочного изучения и использования». Тем не менее, до недавних пор для ее исполнения не было установлено конкретного графика. В связи с этим NASA разработало долгосрочные планы, предполагающие высадку экипажа на поверхность Луны в 2028 г.
Центральным элементом плана является космическая станция под названием «Врата» или «Лунные Врата». Станция должна вращаться вокруг Луны и служить стартовой площадкой для миссий на ее поверхность. Это будет многоразовая и гибкая система – NASA в любое время может изменить орбиту, чтобы достичь необходимой точки на Луне. И, как и на МКС, «Врата» могут постоянно быть заняты астронавтами, что обеспечит непрерывное присутствие человека около Луны. Кроме этого, благодаря многофункциональности станция может служить как ступенькой для миссий на поверхности Луны, так и стартовой точкой для отправки миссий на Марс или астероиды.
Изначально, сборка и вывод модулей «Врат» на орбиту Луны были запланированы ориентировочно на 2026 г., а пилотируемый полет на поверхность Луны к 2028 г. Но в марте 2019 г. вице-президент США Майк Пенс дал Агентству новый срок: обеспечить высадку на Луну в 2024г. В связи с таким сокращением сроков в NASA было принято решение делегировать часть исследований коммерческим аэрокосмическим компаниям.
И вот, 23 марта 2019 г. администратор NASA Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine) объявил, что контракт на создание первого модуля «Врат» (PPE — Power and Propulsion Element) получила компания Maxar Technologies. Этот модуль должен снабжать станцию 50 кВт электроэнергии от солнечных батарей, а также будет оснащен своим набором ионных двигателей, использующих эффект Холла. Кроме этого, гранты на исследования, испытания и создание прототипов различных элементов для модулей «Врат» получат еще 11 компаний.
Фактически, у NASA на сегодняшний день нет ни готового ракетоносителя, ни транспорта для перелетов Земля-Луна, ни взлетно-посадочного лунного модуля. Соответственно, даже с помощью аэрокомпаний реализация программы в срок будет нелегкой задачей.