Тактильные голограммы — прикосновение к технологиям будущего.

Научно-фантастические технологии могут стать на один шаг ближе к реальности благодаря новой разработке в области тактильных голограмм.

Идея тактильных, или осязаемых, голограмм знакома миллионам людей. Примером такой технологии служит, например, «Голопалуба» из «Звездного пути», , где персонажи могут взаимодействовать с твердыми на ощупь компьютерными симуляциями людей, предметов и мест.

Теперь команда инженеров из Университета Глазго разработала новый способ передачи ощущения физического взаимодействия с голографическими проекциями.

В новой работе, опубликованной в журнале Advanced Intelligent Systems, ученые описали новую технологию, которую они назвали «аэротактильность». В этой системе технология объемных дисплеев сочетается с точно управляемыми струями воздуха для создания ощущения прикосновения к рукам, пальцам и запястьям пользователей.

Эта технология может стать основой новых способов взаимодействия с виртуальными объектами. Найдет она применение в телеконференциях и даже даст возможность хирургам проводить операции удаленно.

Система, разработанная университетской исследовательской группой BEST (Bendable Electronics and Sensing Technologies), основана на псевдоголографическом дисплее, который использует стекло и зеркала, чтобы заставить двухмерное изображение парить в пространстве — современная вариация иллюзии 19 века, известной как «призрак Пеппера».

В системе используется датчик Leap Motion для отслеживания движений рук пользователя и подвижная воздушная форсунка для направления воздушного потока на ладони и кончики пальцев.

В своей статье команда приводит пример использования системы для создания реалистичного ощущения от броска баскетбольного мяча. Сгенерированное компьютером 3D-изображение баскетбольного мяча, отображаемое в пространстве, и датчик Leap Motion, отслеживающий движение и положение рук пользователя, изменяют направление и силу воздушного потока для создания аэротактильной обратной связи.

Обратная связь также модулируется в зависимости от виртуальной поверхности баскетбольного мяча, позволяя пользователям «почувствовать» округлую форму мяча, когда он скатывается с кончиков пальцев при отскоке, и шлепок по ладони при возвращении. Пользователи могут даже «толкать» виртуальный мяч с разной силой и осязать, как в результате меняется ощущение ладони при сильном или мягком отскоке.

Профессор Равиндер Дахия из Инженерной школы Джеймса Уатта Университета Глазго возглавляет группу BEST (Bendable Electronics and Sensing Technologies), которая разработала эту систему.

Профессор Дахия сказал: «Технология тактильной обратной связи и объемных дисплеев за последние годы прошла долгий путь, приблизив нас к возможности убедительно взаимодействовать с виртуальными объектами. Однако современные тактильные технологии все еще часто включают в себя носимые или портативные периферийные устройства, которые увеличивают стоимость и сложность. Это, в свою очередь, сдерживает широкое внедрение технологии. Аэротактильность создает убедительное ощущение физического взаимодействия на руках пользователей при относительно низкой стоимости. Мы уже рассматриваем возможность добавления дополнительных функций в систему, например, контроля температуры воздушного потока для усиления ощущений от взаимодействия с горячими или холодными предметами.»

«Мы считаем, что аэротактильность может стать основой для многих новых приложений в будущем, таких как создание убедительных, интерактивных 3D визуализаций реальных людей для телеконференций. Она может помочь научить хирургов проводить сложные процедуры в виртуальном пространстве во время обучения или даже позволить им управлять роботами, чтобы те проводили операции по-настоящему. Мы с нетерпением ждем возможности исследовать эти возможности по мере дальнейшего развития системы».

Кстати, вот интересно, если технология из Стартрека выйдет на рынок, в  какой зоне они будут регистрировать доменное имя для своего сайта? Может, .online ?